Интервью с фотографом Аленой Агаджиковой

  С Аленой Агаджиковой мы познакомились на одной из Mercedes-Benz Fashion Week Russia, сидя на полу в зоне для фотографов. В ожидании очередного дефиле, мы разговорились. Так случается, что некоторые встречи запоминаешь до мелочей, так и в тот раз, я хорошо запомнила наш разговор: Алена пожаловалась на порвавшуюся подошву новых сапог от Michael Kors, а я тогда узнав, что она фотограф подумала о том, что девушка очень красивая и ее саму нужно фотографировать. 

   Следующая наша встреча произошла ровно через полгода, через сезон и в тех же декорациях: в полумраке перед подиумом. Мы снова разговорились и с того момента я нахожусь в восторге от Алены: от ее личности, красоты и творчества. Поэтому интервью с ней было просто неизбежным.

Расскажи о себе. 

Алена Агаджикова: Журналист по специальности, фотограф. Довольно давно сотрудничаю со Strong Man, изданием, которое позиционирует себя, как мужское, но на деле для всех и обо всем. Мечтаю заниматься организацией выставочной деятельности, собираюсь учиться этому в ближайшее время. 
   Сейчас пишу диплом по теме прямой фотографии, и радуюсь, потому что это железный аргумент на преодоление извечной лени: когда нет нужды делать что-то прямо сейчас, потребляешь информацию расслабленно, по желанию, не всегда структурируя. Серьезная же работа над дипломом мотивирует осилить нескончаемый список литературы и фильмов в нон-стоп режиме.

Что для тебя фотография?

Алена: Во-первых, ощущение крайнего удовлетворения. Отсняв то, что задумывала, или получив в итоге нечто лучшее, чувствуешь что-то вроде победы. Во-вторых, необходимый способ самоутверждения, единственно-доминирующий на данный момент. Так вышло, что у меня есть врожденные умения, передавшиеся от родственников. Мой отец, прадед и прапрадед – художники, поэтому визуальное чутье ощущалось с детства. От деда-композитора достался слух. Врожденная грамотность и любовь к слову сформировалась не без помощи отца – по профессии он историк, страстно любящий читать все, в том числе и литературу, не связанную с историей. 
   Спектр возможных занятий был велик, но к десяти годам я поняла, что невероятно люблю писать. Узнав все профессии, связанные с текстом, выбрала журналистику и начала читать мгушную программу, чтобы поступить. Помню, папа сказал: «будешь читать по одной книге в день». Причем вне зависимости от размера. И это было легко, без натуги и садизма – я так зажглась мыслью о журфаке, что готова была читать хоть по пять. 
   Поступив в университет, я приобрела свой первый Кэнон. До этого я пару лет снимала на мелкую мыльницу, так что рука была набита, и мечтала о приличном аппарате. Когда он у меня появился, началось чудесное время: снималось все и везде, без особого разбора, но страстно. С помощью Фликра я общалась с фотографами со всего мира, обменивалась работами, впечатлениями. И постепенно доходила до осознания, что фотография – один из самых мощных инструментов в искусстве. 

   Помню, я поняла, что фото – не просто повод заснять хронику жизни и запечатлеть друзей, но и объект для экспериментов, когда начала читать «Большой город». Мне очень нравились снимки Ксении Колесниковой и других авторов, и мне казалось гениальным то, как они снимают портреты под материалы: в композицию кадра тонко вставлялись говорящие о человеке детали, а героя снимали не там, где он смотрелся бы выгоднее, а в месте, где кадр был бы честнее. Это же изредка делала «Афиша», в последствие «Сноб». 
Где-то в тот период я познакомилась с творчеством классиков документальной фотографии, позже – уличной, и выделила для себя жанры, которые наиболее цепляют лично меня.

Какой вид съемок ты любишь больше всего? 

Алена: Я люблю портрет, уличную фотографию, сюрреализм. Забавно, но последний жанр удается мне, кажется, больше остальных, хотя он, по большому счету, сильно приближен к художественному началу. Трудно сказать, что я люблю больше: документалистику или художественный кадр. 
   Наверное, нужно выделить общее обозначение – «прямая фотография». Вот ее я и люблю. А в нее уже входит все остальное. Прямо снимают и постановку, и репортаж.

Когда ты реализуешь задуманное ты основываешься на знаниях “физики процесса” или действуешь по интуиции? Насколько важно знать техническую сторону фотографии?
Алена: Физики процесса мне не хватает всю жизнь. Я большой лентяй, избалованный интуитивными знаниями и внутренним чутьем, и это не делает мне чести.

   Техническая сторона фото – необходимая часть, без которой можно поделить на два то, что могло бы получиться, если бы автор обладал не только видением и чувством кадра, но и знанием экспозиции.

Кто твой любимый фотограф?

Алена: Уилльям Эгглестон и Мартин Парр – наиболее близкие и любимые. Еще Стэнли Кубрик, конечно, Картье-Брессон, Игорь Мухин. Есть немало юзеров Фликра, которых я также готова назвать любимыми авторами, и некоторые молодые фотографы, вроде Татьяны Ильиной. Ее работы действительно поражают. 

Расскажи о своем лучшем снимке.

Алена: Я выберу несколько, хорошо? Не от хвастливости, скорее, наоборот. Я все еще учусь не щадить собственные кадры и жесткой рукой уничтожать то, что «не дотягивает», и помимо этого так же трудно выбрать из нескольких любимых кадров – лучший.

Комментарий к фотографии: “Кадр был сделан очень счастливым летом. Вдоль набережной были развешены деревянные птицы. Скорее всего, это был чей-то стрит-арт. Мы не могли не взять их в руки.”

Комментарий Алены: “Необычные тени, игры света и т.д. – моя страсть. “

Комментарий Алены: “Моя лучшая подруга Настя – визажист, человек, не прекращающий экспериментировать с собственной внешностью. В тот день я вызвалась ее поснимать, и мы решили создать этот образ. Когда Настя посмотрела на меня в линзах впервые, мне захотелось убежать от страха. Полностью растерялось понимание, что это мой друг, а не психопат с ужасающим взглядом. По парку ходили родители с детьми, и, замечая нас, уводили последних в сторону.”

Комментарий к фотографии: “Это Дима. Время – двенадцать ночи, и мы прибыли из Подмосковья на Курский вокзал. Следующая точка – фриковая вечеринка «Клумба». “

Комментарий фотографа: “Эта фотография была сделана дома у моих лучших друзей. Маша с Костей только что переехали в новую квартиру, на заднем плане видны коробки и ряды книжек, и упали на кровать, дурачась. Эта фотография, как мне кажется, максимально точно отобразила тот момент и слегка видоизменила его, привнеся статики. Они сплелись в единое целое, их руки и ноги смотрятся живо, но при этом кажется, что этот момент останется навсегда. Что они, подобно статуе, навсегда застынут в этом положении и никогда не разомкнут объятия. Я не люблю разбирать фотографии по частям, тем более свои, это довольно пошло, но мне кажется, этот кадр очень метафоричен. “

Комментарий фотографа: “Маша – моя хорошая знакомая. В этот день я впервые побывала у нее в гостях, и так же впервые увидела общежитие. В ее комнате была замечательная, чуть питерская по ощущениям атмосфера, и я сфотографировала ее в привычной для нее обстановке. Шампанское, стоящее по бокам, мы выпили через пол часа после того, как был сделан снимок. Он простой и приятный, композиционно и по цветам, но очень про Машу. Когда я отправила ей эту фотографию, она призналась, что впервые снялась в стенах дома, и что когда-нибудь, через двадцать-тридцать лет, взглянет на нее, чтобы вспомнить, где проходила ее молодость. “

Комментарий: “Я чувствую здесь ожидание и легкое не понимание, куда идти дальше. Однако – готовность к этому. Почему-то всегда ассоциировался с «В дороге» Керуака. “

Что является для тебя источником вдохновения?

А: Литература, музыка и люди. Вообще, на меня невероятно действует мужская внешность. Звучит смешно, но это правда. Увидев красивого человека, положим, в метро, я хочу жить, творить и любить.
Я вдохновляюсь людьми, их лицами и личностями, и снимаю их. 

Тебе больше нравится работать с профессиональными моделями или обычными людьми? 

А: Зависит от съемки. Поскольку я редко «работаю» с моделями, а снимаю простых людей в естественных для них обстановке, то с обычными людьми, конечно. Но для всяких эпатажных серий не отказываюсь и от моделей.

Какие интернет-ресурсы или печатные издания для фотографов ты выделяешь для себя? 

А: Flickr.com, Tumblr.com, photographer.ru, журнал «Артхроника». Специально для фотографов ничего не читаю – «профессиональные» издания в основном очень унылые, для сорокалетних дядек с нескончаемой оптикой. Хотя иногда там и попадаются полезные статьи о технических вопросах. 

Что такое счастье?

А: Твердо знать, что любишь, и делать все, чтобы остаться с этим навсегда.






Связаться с Аленой Агаджиковой: vkontakte  ->>здесь и facebook ->> здесь.

Посмотреть работы Алены можно ->>здесь.




  • Milex adores it

  • Тот, кто читает

    Очень хорошее интервью.